Шок-маркировка. Так ли отрасль готова к введению обязательной маркировки, как кажется? 

Евгения Ламина, коммерческий директор, «Аптечная сеть 36,6»:

«Правительство сдвинуло сроки введения обязательной маркировки лекарственных средств на полгода, дав на подготовку участникам рынка дополнительное время. Кажется, теперь о запуске можно не беспокоиться. Однако на ряд вопросов всё равно нет ответов. 

Введение обязательной маркировки предполагает, что каждый производитель, дистрибьютор и аптека установят специальное оборудование и ПО с подключением к порталу «Честный знак». Но не во всех регионах стабильный интернет, а многие сельские аптеки вообще к нему не подключены. Как будет решена эта проблема?

Для участия в программе маркировки на сайте «Честный знак» зарегистрировались 55 тыс. аптек – далеко не все. И подключение к системе не означает, что аптека готова: имеет необходимое оборудование, обучила персонал и так далее. Кто и как оценивает степень готовности аптечных учреждений?

Недавно произошел крупный сбой в системе мониторинга движения лекпрепаратов. Два дня компании не могли отгрузить товар, а пациенты- получить лекарства. К счастью, это коснулось немногих (сейчас маркируются только препараты 7 ВЗН). Кто-то оценивал последствия такого сбоя после введения обязательной маркировки всех лекарств?

На портале «Честный знак» действует горячая линия для обращений в случае технических неполадок. Но в России почти 7- тыс. аптек. Если все начнут звонить из-за проблем при отпуске или регистрации товара, то случится коллапс. Как будет работать техподдержка во время запуска проекта?

Еще один вопрос: по прямому или обратному акцепту работать? Сейчас поставщики убеждают аптеки, что выгоднее работать по обратному. Их можно понять: с введением маркировки прямой не позволит дистрибьюторам обеспечить текущую скорость отгрузок. Однако обратный акцепт несет для аптеки издержки: для приема и сканирования товара понадобятся дополнительные сотрудники и инвестиции. На уровне страны речь идет о сотнях и тысячах человек.

Не забудем, что в течение нескольких лет после введения маркировки на рынке будет существовать два потока лекарственных средств: маркированные и немаркированные (выпущенные до 1 июля 2020 года можно хранить и реализовывать до истечения срока годности). Не нужно обладать даром предвидения, чтобы предсказать, что это обернется гигантскими проблемами для всех участников товаропроводящей цепочки. Дистрибьюторам придется разделять потоки, раскладывать товар по разным ячейкам, провизорам – проводить дополнительную сортировку. А что делать с товаром, который по той или иной причине не получится отсканировать?

Нет сомнений в том, что маркировка лекарственных средств необходима. Она обеспечит прозрачность рынка, исключит появление контрафакта на полках и обеспечит операторов актуальной информацией. Но чтобы всё получилось, всем нам уже сейчас (а не 1 июля) нужно начать тестировать систему, выявлять проблемы, отрабатывать внештатные ситуации и вырабатывать четкие инструкции для сотрудников по действиям в случае сбоя».

Источник: Новости GMP