Рынок управляется жадностью и страхом

О том, что вынудило федеральные сети сконцентрироваться на уже имеющихся у них точках, вместо того чтобы продолжать расти за счет сделок M&A, “Ъ” рассказал гендиректор розничного подразделения ПАО «Аптечная сеть 36,6» Александр Кузин.

— По итогам 2019 года «36,6» показала рост оборота на 3,5% год к году против падения на 12% в 2018 году. За счет чего удалось прирасти?

— В первую очередь мы сделали акцент на эффективности каждой отдельной аптеки и сфокусировались на доходности. Модернизируются сами точки, обучается персонал, меняются ассортимент и месторасположение аптек. Аналогичный тренд наблюдается среди всех крупных сетей, так как по-другому выжить в условиях стагнирующего рынка крайне непросто. За счет этой стратегии нам удалось добиться роста показателя LFL (сопоставимые продажи.— “Ъ”) на 5,5%, в то время как весь аптечный рынок за 2019 год продемонстрировал рост на 3%.

— В перспективе вы все же рассматриваете возможность органического роста или покупки других сетей?

— У нас уже сейчас есть интерес к сделкам M&A и органическому росту, но опять же мы думаем об эффективности каждой отдельной точки. Как говорят в биржевой торговле, рынок управляется жадностью и страхом. Еще несколько лет назад превалировала жадность, желание роста оборота и доли, сейчас же правит страх, поэтому сделок M&A стало меньше, чем год или два назад.

Страх еще связан с новыми регуляторными инициативами — ограничением маркетинговых бонусов, регулированием розничных цен на лекарства и т. д. Но все забывают, что фармацевтический рынок и так сильно зарегулирован. Какие бы ограничения ни вводились, это принципиально не изменит картины рынка, там нет сверхприбылей, которые можно было бы отжать. Единственной правильной инициативной, на мой взгляд, было бы введение механизма лекарственного страхования. Это будет хорошей поддержкой и для населения, и для аптечных сетей.

— Вы планируете активнее развиваться в регионах?

— Мы уже развиваемся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также вышли в Новгородскую область. Но примерно четверть всего рынка фармацевтической розницы приходится на Москву и Подмосковье, где мы в первую очередь сосредоточились. Мы постоянно слышим о попытках того или иного регионального игрока зайти на московский рынок. Но в Москве самая высокая конкуренция и, как следствие, одни из самых низких цен на лекарства, поэтому региональным сетям сложно выжить в таких условиях.

— По прогнозам аналитиков, в долгосрочной перспективе крупнейшими игроками на аптечном рынке могут стать сети, занимающие сейчас более скромные позиции. По вашему мнению, это действительно произойдет?

— Не исключено, что так и будет. Аналогичную ситуацию можно увидеть на рынке фармацевтических дистрибуторов, который в течение 20 лет практически полностью поменялся. С него ушли такие компании, как «Шрея Корпорэйшнл», «Роста», «Аптека-Холдинг», «Экохелп», «Лиат-Натали». Аналогичный процесс сейчас происходит и в рознице. Еще несколько лет назад никто не слышал про дальневосточную сеть «Монастырев», в прошлом году открывшую первые точки в Москве, «еАптеку» (интернет-сервис по доставке лекарств.— “Ъ”), а «Столички» занимали гораздо меньшую долю рынка. Уже сейчас на фармацевтический рынок заходят непрофильные игроки, интернет-компании, такие как Ozon. А их конкуренты ждут, когда легализуют дистанционную торговлю.

— Получается, что глобальной консолидации рынка не произойдет?

— Она будет носить гораздо более длительный характер, но прогнозировать, какой именно, мы пока не можем. Не исключено, что этот процесс растянется на десятилетия. Причем это будут уже другие игроки, даже если они будут носить те же названия, но у них могут быть другие владельцы, а бизнес будет переформатирован.


Интервью взяла Мария Котова

Источник: Коммерсант