«Аптечная сеть 36,6» (бренды «Горздрав», «36,6») в 2023 г. нарастила общую выручку с НДС на 13% до 74,9 млрд руб., говорится в неаудированной предварительной отчетности группы по МСФО, с которой ознакомились «Ведомости» (представитель сети подтвердил данные). Сопоставимые продажи выросли на 2,1%, а общее число торговых точек – на 18,6% до 2151. Сеть открыла 198 аптек, а еще 188 приобрела в рамках сделок M&A. В частности, в октябре 2023 г. сеть закрыла сделку по приобретению 170 аптек сети «Лекоптторг» и «Родник здоровья» – крупного игрока на рынке Петербурга и Ленобласти. EBITDA «Аптечной сети 36,6» в прошлом году составила 4,6 млрд руб. при уровне рентабельности по EBITDA 6,9%.

«36,6» – седьмой по объему выручки фармритейлер в России в 2023 г., по оценке DSM Group. Покупка «Лекоптторга» и «Родника здоровья» позволит компании увеличить долю в регионах и войти в топ-3 на этом рынке, сообщал ранее генеральный директор ПАО «Аптечная сеть 36,6» Александр Кузин. По итогам 2023 г. «36,6» занимает 4% на российском аптечном рынке лекарственных препаратов и 4,5% – на рынке нелекарственных, по данным RNC Pharma.
На 2024 г. запланирован органический рост сети, но возможны новые сделки, сообщил «Ведомостям» Кузин. «Здоровая розничная сеть может органически прирастать ежегодно примерно на 10%, и мы ориентируемся на этот показатель», - уточнил он в ответе на вопрос о планах по открытию новых аптек в 2024 г. Что касается M&A, то, по словам топ-менеджера, приоритетными для "36,6" являются Москва и Санкт-Петербург.

«36,6» в основном ищет для покупки хорошие сильные сети, относительно небольшие и в своих регионах присутствия, говорит управляющий партнер специализирующейся на фармрынке консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский. По его словам, в 2024 г. на аптечном рынке продолжится «плавная консолидация», если не будет серьезных потрясений в экономике, для которых сейчас нет ни законодательных, ни потребительских предпосылок, добавляет он. Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк добавляет, что лидеры отрасли растут гораздо быстрее рынка, поддерживать эти темпы органическим ростом невозможно, поэтому в борьбе за лидерство они продолжат поглощать более мелкие сети.

Фармацевтический рынок в 2023 г. вырос в рублях лишь на 0,3% по сравнению с 2022 г., по данным DSM Group. Поставки в госсегменте составили 617 млн упаковок на 800 млрд руб., аптеки продали 4,5 млрд упаковок на 1,84 трлн руб. Розничные продажи лекарств выросли на 6,5% в рублях - фактически на уровне потребительской инфляции в отрасли (по Росстату - 6,1%).

По данным RNC Pharma, на конец 2023 г. в стране около 80 700 аптечных учреждений - на 2600 точек больше, чем в 2022 г. При этом в начале 2024 г. рынок показывает снижение: объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в январе сократился на 11,2% до 136,7 млрд руб. в розничных ценах, а в натуральных единицах реализация упала на 13,3% относительно декабря 2023 г. до 391,6 млн упаковок, говорится в обзоре DSM Group.

Источник: Ведомости